Кирилл Еськов ([info]afranius) wrote,
@ 2006-03-29 00:34:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Помянули Лема...
Первая реплика, какой меня сегодня встретил родимый Институт, при вступлении под его сумрачные своды -- "Слыхал?.." Я ответил -- "Да", и взор мой непроизвольно метнулся к той доске при входе, на которой, с удручающей частотой, вывешивают последнее время портреты в черной рамке...
А когда сошлись, всей лабораторией, к уан-о-клоку, как-то очень естественно (и без никаких предварительных уговоров) прозвучало - "Помянем?" В обчественном загашнике обнаружилась только бутылка монгольской (почему? как она к нам попала?) архи. И стоящий посередь стола стопарь богемского стекла с монгольской водкой, прикрытый русской корочкой, как-то разом обратился в фантастический памятник _отошедшей_ эпохе; хрен знат -- но пан Станислав, как мне сдается, это дело бы оценил... Мы провожали его -- как коллегу-классика из соседней лаборатории, на чьих работах мы выросли: "Кончина любого мага безвременна..." Ну да -- "СтругацкИЕ & Лем", именно так: "Эпоха кончилась, просвистела// Кому хана, ком мать-родна..."
Ну и, как водится на поминках, после второй рюмахи пошли истории. Как шеф (Сан Палыч Расницын) радикально решил в свое время проблему "was ist сепульки?": взял -- да и назвал свежеописываемую им группу мезозойских перепончатокрылых те самым словом; новый род Sepulca, типовой для семейства Sepulcidae -- так и запишем... Оттиск работы (дело было в конце 60-х) отослали Лему по хитрым каналам, и тот откликнулся изумленной открыткой -- вот, дескать, я и не знал, как они, сепульки выглядят, так выходит что это -- просто... как их -- стеблевые пилильщики, да?.. И как Жерихин с Расницыным, об те же года, "учили албанский" -- в смысле, польский -- специально чтоб читать непереведенного (и, как тогда казалось, -- не имеющего ни малейшего шанса шанса быть переведенным в СССР) Лема ("Перикалипсис" и проч.) , благо случился у нас и Учитель(ница...), и канал, чтоб те книжки из Польши получать -- даже и без ЦРУ, заметьте...
А я слушал все эти байки предыдущего, _героического_ поколения и думал, что мне-то тут похвастаться точно нечем -- ну, ездил в 200"ом на PolCon в Краков с тайной мыслью -- поглядеть на ДЕДА, но -- не уважал тот такого рода сборища, так и не обозначился; дом его мне показали, а самого -- нет, так и не видал...
В той же Польше имя Лемово всплывало во всяком общении многократно -- но в основном как-то вопросительно: дескать, неужто у вас, в России, Лема до сих пор читают?.. Я, встречно изумляясь, интересовался: а неужто у вас -- нет? И, натыкаясь на вежливые разъяснения, что, дескать, эпоха сменилась, типо, объективный процесс, публике это уже пох, это ж только нам, старикам-некрофилам в кайф, а молодежи -- ей Сапковского подавай, пожирней да погуще... -- и всё пытался втолковать им, особливо по пьяни, что вот, хрен-те-что вписываете себе в национальную гордость, а фигуру ранга Коперника-Шопена-Пруста в упор не замечаете, блин! -- но ведь бестолку это, да... Хотя как знать -- может , и впишут, особливо когда фигура уже померла, и против всяких интерпретаций (себя) возразить не могёт...
Насколько я понимаю, для Запада (ака Англосаксонского мира) Лем ва-аще прошел незамеченным. Но уж это точно -- их проблемы. Не наши.
Наша -- мы люди простые! -- что арха та, конешно, напиток так себе. Хотя ЭТА пилась, врать не стану, лучше, чем обычно -- хоть в Улан-Баторе, хоть в Гоби...



(Post a new comment)


[info]zharkovsky
2006-03-28 10:37 pm UTC (link)
Странные эти первые сутки - явные изменения в мироздании, как-то всё время обернуться хочется. Вроде и восемьдесят пять, и вон книг полторы полки, какзалось бы, тут пан, как всегда рядом, - а как-то обернуться тянет: не забыл ли меня тут кто-то важный?

До следующего Лема доживём ли? Раз в сто лет, совершенно точно.

(Reply to this)


[info]shao_s
2006-03-28 11:11 pm UTC (link)
Вечная память.

Вряд ли в этом случае стоитговорить больше. Я хоть и много младше вас, Кирилл, но тоже Лема воспринимаю как "эпоху".

Так что - не только "старикам" взгрустнулось.

(Reply to this)


[info]scholar_vit
2006-03-29 12:14 am UTC (link)
асколько я понимаю, для Запада (ака Англосаксонского мира) Лем ва-аще прошел незамеченным.

Это неверное утверждение. http://search.barnesandnoble.com/booksearch/results.asp?WRD=stanislaw+lem&z=y&cds2Pid=9481

(Reply to this) (Thread)


[info]frukt_und
2006-03-29 12:39 am UTC (link)
Почему же, утверждение достаточно верное. Да, конечно, существуют переводы Лема на английский. Но он неизвестен подавляющему большинству читающей публики.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]scholar_vit, 2006-03-29 02:32 am UTC
(no subject) - [info]midianin, 2006-03-29 06:24 am UTC
ланьков - (Anonymous), 2006-03-29 12:41 am UTC
Re: ланьков - [info]scholar_vit, 2006-03-29 02:32 am UTC
Re: ланьков - [info]scholar_vit, 2006-03-29 02:49 am UTC
Re: ланьков - [info]kouzdra, 2006-03-29 03:20 am UTC
Re: ланьков - [info]afranius, 2006-03-29 07:45 am UTC
Re: ланьков - [info]trurle, 2006-03-29 12:29 pm UTC
(no subject) - [info]cema, 2006-03-29 12:57 pm UTC
(no subject) - [info]kouzdra, 2006-04-04 08:15 pm UTC
Re: ланьков - [info]kouzdra, 2006-04-04 08:46 pm UTC

[info]el_d
2006-03-29 12:43 am UTC (link)
***Лем ва-аще прошел незамеченным
Не знаю... Вчера поминали на работе. Правда состав у нас не вполне англосаксонский, но английский язык - единственный, на котором могут говорить все.

С уважением,
Антрекот

(Reply to this) (Thread)

ланьков
(Anonymous)
2006-03-29 12:51 am UTC (link)
Увадаемый Антрекот! SBS - не Австралия. Знаете, как мне представили Вашу контору году этак в 1996? "Ну, есть тут еще один канал... Его никто не смотрит, только иммигранты и интеллигенты" (не поймите превратно, я в свои канберрские годы если ящик и смотрел - что редко бывало - то именно вас).

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: ланьков - [info]el_d, 2006-03-29 03:49 am UTC
Re: ланьков - [info]afranius, 2006-03-29 08:07 am UTC
Re: ланьков - [info]brammator, 2006-03-29 10:35 am UTC
Re: ланьков - [info]el_d, 2006-03-30 12:10 am UTC
Ланькову - [info]marco____polo, 2006-03-30 12:52 pm UTC
(no subject) - [info]azazelius, 2006-03-29 02:40 am UTC

[info]grinin_draco
2006-03-29 02:58 am UTC (link)
Лем - вместо некролога

(Reply to this) (Thread)


[info]phddoc
2006-03-29 12:25 pm UTC (link)
Life ends but not love.

S. Lem "Solaris"

(Reply to this) (Parent)

Как говорится...
(Anonymous)
2006-03-29 03:27 am UTC (link)
Теперь сумма разума на земле уменьшилась.

:-(

(Reply to this) (Thread)

Re: Как говорится...
[info]yaris
2006-03-29 05:10 am UTC (link)
Как говорится, сумма разума на земле - величина постоянная, в отличие от растущего населения. Другое дело, что теперь этот разум не будет сосредоточен в одном человеке, а размазан в нескольких сотнях придурков.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Истинно говорите - не прошло и пары дней как сбылось ! С - [info]phddoc, 2006-04-07 11:07 pm UTC

[info]arifg
2006-03-29 05:37 am UTC (link)
Первая фантастическая вещь, которую мне вслух прочитала мама (потому, что я тогда еще просто сам не умел читать) 37 лет назад был "Непобедимый". И все. С тех пор я съехал на фантастике...

(Reply to this) (Thread)


[info]mbw
2006-03-29 07:58 am UTC (link)
Аналогично. Только я уже умела читать, так что съехала самостоятельно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

П. Макаров - (Anonymous), 2006-03-29 08:24 pm UTC
Re: П. Макаров - (Anonymous), 2006-03-30 12:10 pm UTC
Re: П. Макаров - (Anonymous), 2006-03-30 02:50 pm UTC
угу - [info]helix_a, 2006-03-30 12:31 am UTC

(Anonymous)
2006-03-29 06:01 am UTC (link)
"Насколько я понимаю, для Запада (ака Англосаксонского мира) Лем ва-аще прошел незамеченным."
http://www.lib.ru/STERLINGB/catscan02.txt
В свое время я довольно сильно удивился, что найдя у Брюса Стерлинга этот текст. В общем-то тоже неплохо сгодилось бы для некролога, хотя текст написан довольно давно.
!Ghost!

(Reply to this)


[info]guest_informant
2006-03-29 07:56 am UTC (link)
Вот, правильно товарищ напомнил — давным-давно был у Стерлинга дивный текст про Лема, A Spear of Cognition, по мотивам того скандала с SFWA.

(Reply to this) (Thread)


[info]afranius
2006-03-29 08:16 am UTC (link)
Ну Брюс Стерлинг -- персона вообще специфическая. Большой оригинал. Мало того, что посещал Россию (в середине 90-х), так еще и отметился тут афоризмом: "Россия -- страна победившего киберпанка".
Наш человек! ;-))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - (Anonymous), 2006-03-30 06:44 am UTC
(no subject) - [info]_hellmaus_, 2006-03-30 11:56 am UTC
Был еще вроде какой-то донос Филиппа Дика - [info]xp_cmdshell, 2006-03-29 05:26 pm UTC
Re: Был еще вроде какой-то донос Филиппа Дика - [info]guest_informant, 2006-03-29 06:07 pm UTC
"was ist сепульки?"
[info]biglebowsky
2006-03-29 11:23 am UTC (link)
Интересно, каков был спеллинг "сепулек" на польском? А то у меня были постоянные лингвистические ассоциации с английским sepulchre :-(

(Reply to this) (Thread)

Re: "was ist сепульки?"
(Anonymous)
2006-03-29 01:25 pm UTC (link)
да, все правильно, гробики и есть. Население страдающее от постоянного метеоритного града регулярно снова вылупляется из гробиков. Такой вот бэкап.
!Ghost!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: "was ist сепульки?" - [info]phddoc, 2006-03-29 05:49 pm UTC

[info]ludwig_xiv
2006-03-29 11:56 am UTC (link)
а зато он успел узнать, что вышла его "Философия случая" на русском. Он этого очень ждал.

(Reply to this)

Парочка интервью с ним
[info]phddoc
2006-03-29 12:20 pm UTC (link)
http://favorov.livejournal.com/163148.html
http://www.inosmi.ru/translation/224473.html

(Reply to this)

П. Макаров
(Anonymous)
2006-03-29 01:13 pm UTC (link)
Странное, вообще, ощущение...

(Reply to this)

Мой скромный вклад
[info]schwalbeman
2006-03-29 01:14 pm UTC (link)
http://schwalbeman.livejournal.com/25063.html

(Reply to this)


[info]marco____polo
2006-03-29 04:20 pm UTC (link)
"Эпоха кончилась ..."
Да, мир не совсем уже тот, каким был в 1968-м, когда я лейтенантом мотался по воскресеньям в Благовещенскую областную библиотеку, где девочки-библиотекарши оставляли за мной "Сумму..". Это я не к тому, что хочу прилечь рядом с великим человеком - но ведь все воспринимаешь через себя лично, чрез свое отношение.
А вот, чтоб не забыть, внучкина мопсиха Дайси - киборг. У нее вшит чип, без этого ее бы в Соединенное Королевство не пустили иначе, как после полугодовой отсидки в карантине.
Я тут одному товарищу недавно предсказал, что невдолге и гомо сапиенсы, от кого б они там не происходили, будут себе добровольно вшивать такие чипы, чтоб без большой волокиты получать визы в разные привлекательные местности. Но - сейчас-то это предсказать несложно, тем более - глядя на мопсенка.
А в голодной и энтузиастической послевоенной Европе ...
Вот интересно. Было два польских мальчика, почти ровесники. Учились рядом. Прожили оба довольно длинную и почти одинаковой длины жизнь. Один пошел по духовной части - другой по медицинской.
Достижения того, что по духовной - несомненны. Он среди прочего, похоронил и отпел старого врага своей церкви. Но, скажите честно - они ведь более по мирской части, конкретным изменениям в мире, так?
Отдадим дань уважения, он заслужил.
А тот, что пошел по части материализма - у того взятые вершины больше в области идеи, а?
Вечная и ему память.

(Reply to this) (Thread)


[info]phddoc
2006-03-29 05:35 pm UTC (link)
""Достижения того, что по духовной - несомненны. Он среди прочего, похоронил и отпел старого врага своей церкви. Но, скажите честно - они ведь более по мирской части, конкретным изменениям в мире, так?
Отдадим дань уважения, он заслужил.
А тот, что пошел по части материализма - у того взятые вершины больше в области идеи, а?""
Безусловно. Один - Пастырь, другой - Воплощение. А насчет вечной памяти -
" есть вещи, которые не могут утратить своего бытия и потому вечны, а есть вещи, которые могут утратить свое бытие и потому бренны. " (Фома Аквинский, Сумма теологии).Лем бытия утратить не может.

(Reply to this) (Parent)

"Известия" назвали Лема "Человеком вселенной"
[info]xp_cmdshell
2006-03-29 05:22 pm UTC (link)
но, ПМСМ, это не совсем правильно

(Reply to this)


[info]riftsh
2006-03-30 06:27 am UTC (link)
> Насколько я понимаю, для Запада (ака Англосаксонского мира) Лем ва-аще прошел незамеченным.

Когда я в середине 70-х приехал в Штаты, Лем был там практически неизвестен, его слава стала расти лишь в конце 70-х - начале 80-х, и довольно стремительно. Чуть ли не в считанные месяцы в книжных магазинах возникли целые полки переводов, причем ретроспективно, большей части написанного прежде, а новые книги уже переводились почти мгновенно.

В NYT были обстоятельные и весьма позитивные рецензии известных людей с самого начала появления переводов: Theodore Solotaroff, August 29, 1976: "a major writer and one of the deep spirits of our age", Mark Rose, September 19, 1982: "today, while he is still a somewhat exotic figure, Mr. Lem's work regularly appears in The New Yorker as well as in Penthouse and Omni", Peter Engel, March 20, 1983: "by most criteria, the Polish author Stanislaw Lem is the premier science-fiction writer alive", и т.д.

(Reply to this)

Ну не совсем
[info]tghfbt8
2006-03-31 03:16 am UTC (link)
http://news.yahoo.com/s/nm/20060328/people_nm/lem_dc_2
Было на первой странице Yahoo.

(Reply to this)

Польский - не албанский
[info]vctor
2006-03-31 06:11 pm UTC (link)
Помню, для меня было праздником побывать на лемовском вечере в польском посольстве без самого Лема. Переводчиков увидел, Мирера еще впридачу - это прекрасно.
Популярность Лема у нас держится скорее не на сходстве социализмов, а языков. Любил покойник поиграться со словами, притом получались отнюдь не диссонансные неологизмы Маяковского, и уж точно не албанский.
А попытки неюного писателя вставлять в свои посты побольше молодежного жаргона и "падонкских" слов выглядят (как бы помягче) вроде грима на наших бессмертных примадоннах, уж простите.

(Reply to this) (Thread)

ИМХО, не понимаете
[info]phddoc
2006-03-31 07:39 pm UTC (link)
"А попытки неюного писателя вставлять в свои посты побольше молодежного жаргона и "падонкских" слов выглядят (как бы помягче) вроде грима на наших бессмертных примадоннах, уж простите."
А не пробовали такую гипотезу принять - что настоящий интеллект не стареет,хотя вкусы и приоритеты естесвенно меняются ? Это только у простейших гоминид каждому времени - свой фрукт :) Менее чем за год до смерти в одном из последних интервью пан Станислав единственно что хорошего находил в Польше, так это красивых девушек ( и это объективно бесспорно), признавая что сам он уже не вполне по этому делу, и интересовался успехами российских теннисисток. Наверное, чтобы угодить молодежи и выглядеть вечно нестареющим :) ИМХО, смешно, я бы перечитал матчасть :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: ИМХО, не понимаете - [info]vctor, 2006-03-31 09:01 pm UTC
Re: ИМХО, не понимаете - [info]phddoc, 2006-04-01 02:17 pm UTC
lem
[info]newmigrant
2006-04-22 09:16 pm UTC (link)
Лем - любим и почитаем многими, но удивительно, как мало людей читали его автобиографическую повесть, изданную и на русском языке. А стоит вообще-то почитать.

(Reply to this)


[info]andrekin
2006-04-27 03:12 pm UTC (link)
Мне кажется, что пан Станислав вне времени, как всякий классик.

(Reply to this)

Про С.Лема
(Anonymous)
2006-05-19 01:48 pm UTC (link)
Очень рад узнать, что Сепулькой был назван род существ. Мы, простой народ, под этим понимали "Сертификат копуляционный" – "Sertyfikat kopulacyjni", или что то подобное.

(Reply to this)

Странные факты после смерти гения.
[info]ja_verner
2006-05-24 10:53 pm UTC (link)
Во-первых - молчание, ПОЛНОЕ молчание по этому поводу сайта фантастики rusf.ru, а также портала журнала Если (не помню названия). Крохотная заметка на другом сайте mirf.ru которую я еле раскопал.
Информация была только в обычных СМИ. а для наших литераторов будто Лема и не было. Странно как-то. Мой товарищь сразу начал лепить по этому поводу новую теорию заговора. Дескать Лем - поляк, да и "Дилемма" прямо скажем не лучшая книга с точки зрения ФСБ. В общем, пошло всё и поехало в таком роде.
Только вот тут не "Герострата забыть" предлагают, а человека-ЭПОХУ, блин.

(Reply to this)


(Anonymous)
2006-08-03 10:06 am UTC (link)
Приятно знать, что есть еще люди, что про Лема знают...И даже его в своих книжках цитируют ("...и в результате одна часть полиции арестовала другую..." и т.п.).

(Reply to this)

Сепульки - в массы!
[info]roman_murinsky
2006-09-23 01:26 pm UTC (link)
А вот в Википедии Сепульки лемовские есть - даже 2 раза, в ед. и мн. ч. А биологических - нет. Эт нехорошо, нездорово. Я тут немного начал в ефтим деле шарить (и в Вики-видах, ага). Если гг. палеобиологам неохота напрягаться - так может, бросите мне мылом всё, что желательно поведать массам об етих вымерших пилильщиках, с таксономией, скажем, от инсектов, и вниз. А то трилобиты есть, а сепулек нету.

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…