Некоторое время назад, при обсуждении проблемы разнообразия и устойчивости систем, я помянул покойного Владимира Васильевича Жерихина. Мой собеседник, kiwiserg , не поленился найти в сети работу, о которой зашла речь, и вполне себе впечатлился:
-------------------------
Нашел статью Жерихина.
kiwiserg
2006-02-28 11:09 pm UTC (ссылка) Выбрать
http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1355
Действительно здорово. Переворачивает привычные воззрения. Типа и холизм - просто разновидность редукционизма, и Лысенко в чем-то прав, и "арийская физика" тоже имеет смысл. Вот (читателям, для затравки :)) некоторые цитаты.
"Наука превратилась в крохотный островок в неоглядном море технологии"
"миф об обязанности науки "приносить пользу"".
"сводимо ли биологическое к биологическому"
"научное знание неадекватно реальному миру. Не в данный момент несовершенно, а в принципе неадекватно."
"создание общей теории субъективных миров"
"показать вздорность некой концепции - только полдела; надлежит ещё найти тот аспект Универсума, применительно к которому она перестаёт быть вздорной."
"Разные социумы ориентируются на разные доминирующие стили редукции - религиозный, этический, эстетический, рационалистический"
"технологической цивилизацией ... пример типично инадаптивного пути развития, в короткие сроки делающего систему неадекватной миру."
"любой народ культурно заинтересован в сохранении культуры ... всех народов".
"новизна для системы разрушительна"
Настораживает одно: выводы статьи местами совпадают с идеями эко-антиглоба-РС публики. "если ЦРУ тоже предрекает ... Гм, это повод задуматься"(с)
-------------------------
Тема тогда развития не получила -- а жаль. Дело в том, что В.В.Жерихин (те, кто читал мою "Историю Земли и жизни на ней" фамилию эту наверняка запомнили -- она поминается в тексте не раз и не два), несомненно, был одним из самых блестящих умов, трудившихся в последние годы в области классической (не-молекулярной) биологии. К сожалению, популяризаций своих взглядов он явно небрегал (приведенная выше статья -- одна из немногих его работ, ориентированных на широкую публику), однако ВСЕ его статьи и монографии, даже сугубо специальные, написаны прекрасным русским литературным языком (это, кстати, по моим наблюдениям, вообще отличает по-настоящему крупных ученых), и вполне доступны для любого читателя, имеющего минимальный естественно-научный бэкграунд.
Среди обширного наследия Жерихина наиболее актуальными (за пределами сугубо-профессионального палентологического сообщества) следует, видимо, признать его работы по общим закономерностям и симптоматике экологических кризисов. Начав с относительно частной, хотя и чрезвычайно важной, темы -- глобальные экологические кризисы мелового периода (в результате чего "вымерли динозавры", и сформировался кайнозойский мир, в коем мы с вами и живем) -- он "вышел" на общие закономерности экологических кризисов прошлого и настоящего, а затем и -- общих закономерностей кризисов вообще (как явления, в кибернетическом плане).
Помнится, Жерихин в начале девяностых, с их специфиц-цкой, прямо скажем, обстановкой, просто-таки лучился энтузиазмом: "Это ж ведь, небось, прямо специально для меня эксперимент поставили -- кризис таких масштабов! Где б я еще себе такую _модель_ нашел, а?!" И действительно -- окружающая жизнь во весь рост демонстрировала всю ту симптоматику кризиса, что он некогда вывел "на кончике пера" из своих материалов по Perestroike мезозойских экосистем: и "парадоксальная фаза" (с некомпенсированным вымиранием), и взрывная, "некогерентная", эволюция (в результате ослабления контроля со стороны разваливающейся экосистемы), и "всплывание реликтов прежних эпох"... Он даже термин ввел в научный обиход, почерпнутый непосредственно из той реальности 90-х, во как! Ему надо было придумать название для ситуации, когда блоки системы начинают оптимизироваться независимо друг от дружки, каждый по своему параметру, а в итоге чем лучше идет оптимизация каждого блока, тем быстрее наступает кирдык всей системе в целом (и блокам -- тоже, чуть погодя). Название придумалось классное: "суверенизация блоков"! Вот он -- истинный Homo ludens...
Кстати, политические прогнозы он всегда давал потрясающе точные -- не чета всякого рода "политологам"... Помню, сидели мы с ним в 82-ом, как щас помню, году у костерка на берегу речки Таймура, что в междуречье Нижней и Подкаменной Тунгуски, и он на пальцах разъяснял мне, что жить этому замечательному государству осталось -- лет десять, ну, от силы -- пятнадцать, и взорвет его вовсе не экономика, а -- национальный вопрос... На дворе -- лето 82-го, в телевизоре -- вековечный Лёня с "сиськи-масиськами", а тут -- национальный вопрос! "Господь с вами, Владимир Васильевич! Ну -- нефть в Тюмени кончится, ну, СОИ с Афганом, но -- от какой сырости у нас тут национальный-то вопрос вырастет? Ну, помимо тех трех сотен недовыпущенных евреев-рефьюзников?" -- "Это, Кирюша, только так кажется..." М-да...
Коллектором он вот тоже был -- великолепным. Фишка в том, что умение искать своих зверушек (хоть живых, хоть окаменелых) с уровнем научных знаний на самом деле не коррелирует никак: есть ученые, что ни фига найти сами не могут ("Глаза есть, а посмотри -- нету", как говаривал Дерсу Узала), и есть лаборанты, что чуть не каждым ударом геологического молотка открывают какой раритет. А поскольку любой приличный коллектор (ваш покорный слуга, в том числе) в глубине души не сомневается, что мы свои объекты не _находим_, а _совершаем акт творения_ -- эти способности характеризуют человека весьма и весьма... Дивная однажды история приключилась с Жерихиным в Приморье. В тот год было в экспедиции два отряда -- наши, "насекомщики", и "позвоночники", -- двигавшихся параллельно, но порознь. И вот как-то раз Жерихин не усидел ночью в набитой, душной палатке, спустился с берегового обрыва на морской пляж, разложил там дымокурчик от гнуса и так и прокемарил на ветерке до рассвета. Поутру -- глянь: рядышком следы другого костерка. По кой-каким признакам стало ясно, что тут пару дней назад останавливался наш же "позвоночный" отряд. И тут Жерихинское внимание привлек один из закопченых булыжников на кострище -- на которых те, видать, чайник кипятиться ставили... Странноватой такой формы булыжник... повертел он его в руках -- ну и, конечно же, наблюл вытарчивающий наружу окаменелый зуб. Оказалось -- конкреция, заключающая в себе череп плезиозавра, потрясающей, уникальной сохранности... А позвоночники те _нипадеццки_ тогда разобиделись, что на своем собственном объекте умудрились чаек вскипятить, да...
Ну, что еще? Человек немыслимой эрудиции (во всех мыслимых областях) и потрясающего, недостижимого художественного вкуса; честно сказать, до знакомства с ним я полагал, что такого рода персон тут у нас извели под корень еще во временной окрестности Гражданской войны... Как говаривал Кэнко Хоси -- "Когда человек в какой-нибудь области обладает выдающимися талантами, в том лишь случае можно считать, что он не зря прожил долгую жизнь, если о нем говорят: «У кого же мы будем спрашивать, когда этого человека не станет?»" Так оно и есть: не стало его -- и столько вдруг разом всего обнаружилось, о чем _спросить больше не у кого_...
Глядя на него, я частенько вспоминал историю, от него же, кстати, и слышанную. Как на съемках советского фильма при физиков режиссер безнадежно взывает к актеру, что уже битый час тщится изобразить, принявши позу, типо, роденовского Мыслителя, этот самый мыслительный процесс: "Вася, блин! Ну не напрягайся ты так, не надо! Пойми: умным -- им думать легко..." Этому -- точно думать было легко. Оттого и человек он был -- легкий; во всех смыслах. Я вот Моцарта -- как раз так примерно себе и представляю...
ПыСы. Кстати, издательство "КМК" недавно собрало под одну обложку все общетеоретические работы Жерихина; получился очень приличный том. Предисловие к нему, кстати, писал -- небезызвестный кое-кому из здешних гостей Александр Сергеевич Раутиан... ЭТО ПЕАР!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →