Кирилл Еськов (afranius) wrote,
Кирилл Еськов
afranius

Categories:

Дурацкий вопрос к историкам: как, когда и насколько Земля стала плоской?

Тут по ходу разнообразных обсуждений неоднократно поминалась (вскользь) Плоская Земля. Некто православный, помнится, даже заявил вгорячах, что Церковь-де как раз всегда стояла за круглую Землю (ну, в смысле — шарообразную), тогда как плоская Земля была измышлением вечно заблуждающейся безбожной Науки. Утверждение не настолько абсурдное, как может показаться на первый взгляд, но всё же — ИМХО — ошибочное.
Итак...
То, что мы живем на поверхности шара, было отлично известно грекам — начиная, кажись, с Пифагора (это, стало быть, 6-й век до н.э.). У Аристотеля Земля однозначно шарообразная (у него впервые использована в качестве аргумента форма тени при лунных затмениях). Эратосфен (3-й век) впервые рассчитал радиус шарика (по длине полуденных теней в расположенных по меридиану городах Египта). Ну и Птолемей (это 2-й век уже нашей эры), во всей силе и славе его: система геоцентрическая, но Земля — шарик. Аристотель с Птолемеем Церковью вполне себе канонизированы.
А вот первая (насколько я понимаю) последовательная плоскоземельная модель Мира — это уже 6-й век, “Христианская топография” Козьмы Индикоплова: Земля плоская, да при этом еще и четырехугольная, покрытая куполом небесной тверди:
"Согласно Козьме, находившемуся под сильным влиянием космологических представлений богословов антиохийской школы [Антиохийская богословская традиция покоилась на позициях буквалистского толкования Библии. Представители антиохийской школы (Ефрем Сирин, Феодор Мопсуэстийский, Иоанн Златоуст, Севериан Гавальский) отрицательно относились к идее шарообразности Земли и небесных сфер. В их космогонической системе небесный свод опирался на Землю, что делало невозможным ее движение. Для объяснения смены дня и ночи в эту систему вводятся горы, за которыми скрываются светила], устройство Вселенной таково: небо в форме свода окружает плоскую четырехугольную землю, омываемую со всех сторон мировым океаном. Из учения Феодора Мопсуэстийского Козьма заимствует идею о символике Моисеева храма и ковчега как космологической модели Вселенной" -- http://www.voskres.ru/oikumena/kosm.htm
И вот с этого места начинаются непонятки.
1) Считается, что космогония Антиохийской школы (на которую опирался Индикоплов) заимствована у несториан. А вот откуда взяли свою космогонию сами несториане? — не из иудаизма ли?
2) Отсюда — дополнительный вопрос: а как было насчет формы Земли у окружающих народов: у иудеев, финикийцев, вавилонян, египтян и проч? (У древних египтян, насколько я понимаю, она была однозначно плоская.)
3) Система Индикоплова весьма положительно оценивалась Отцами Церкви и широко распространилась по христианскому миру. Как (технически) обошли очевидное противоречие с канонизированными Церковью моделями Аристотеля и Птолемея? Насколько широко эта система распространилась — насколько я понял, она была очень популярна в Византии, а вот как было в Западной Европе? До какого времени ее принимали как рабочую модель?
4) Были ли еще попытки создания модели Плоской Земли? Преемственны ли по отношению к ним взгляды современных “плоскоземельцев”?
Кто внесет ясность?
Заранее пасиба!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 151 comments

Recent Posts from This Journal