В 1912 году С.Н.Булгаков принимал участие в двуступенчатых выборах в 4-ю Государственную думу в качестве выборщика от Орловской губернии; каковую процедуру он затем и описал в статье, так прямо и озаглавленной: "На выборах (Из дневника)". Любопытно, что хотя Сергей Булгаков в Рунете наличествует, что называется, "ассортименте", именно этой его работы я так не обнаружил; наверно, искал плохо. Я это вовсе не к тому говорю, что Теория Заговора рулит ("...А иначе с чего бы это?..), а чисто про то, что набивать мне пришлось ручками, и синенькой ссылки на полный тест в и-нете дать не могу.
"Особенность теперешних выборов – их организованность, притом нового типа, не справа и слева, а сверху; бюрократия, приглядевшись к новому орудию, научилась владеть им и приспособила его к своим нуждам. Организация эта подготовлялась с двух сторон, от представителей светской власти – губернаторов, и духовной – епархиальных архиереев, руководимых инструкциями из предвыборного бюро при Св. Синоде. Я наполовину не верил газетным сообщениям об этой организации выборов до тех пор, пока своими глазами не увидал, с какой бесцеремонностью и с каким неуважением к праву и к самой идее выборов велась эта кампания в нашей губернии: здесь были применены все средства – запугивания со стороны начальства, исключения из выборов в последний момент, правительственные эмиссары, правительственные кандидаты.
В результате смысл всей выборной кампании свелся к тому, чтобы со стороны администрации провести намеченных правительством кандидатов во главе с известным губернатором одной из северных провинций, которого предварительно такими же средствами провели в выборщики, со стороны же всех остальных – этот блок опрокинуть (что, в конце концов, все-таки не удалось). Здесь не было политических партий в обычном смысле слова, потому что эти официальные кандидаты и их избиратели столь же мало имеют право называть себя «правыми», насколько солдат или чиновник, исполняющий распоряжения своей власти… Здесь просто была группа «помпадурцев» с «примыкающими» и боровшаяся с ней группа независимых людей, в которой причудливым образом объединялись октябристы, «прогрессисты», кадеты, даже социал-демократы. Все независимые избиратели были тем самым объединены и отброшены «влево»; к несчастью, от левизны в этом смысле в русской жизни отбрыкаться очень трудно…
…На переднем плане оказались не политические партии, но главный кандидат администрации – «губернатор», который зарвался в своей губернии и нуждается в депутатском кресле для поправления своей пошатнувшейся карьеры, да главный организатор выборов по губернии, тип приказного (собственная кандидатура в награду за все его действительно немалые труды была снята в последний момент его же собственными клиентами), имеющего неусыпный надзор над выборщиками – крестьянами и батюшкми, и представителями «первенствующего сословия»…
Совершенно новым в этих выборах было принудительное участие в них духовенства, причем оно было заранее пристегнуто властью к «правому» блоку и всё время находилось под надзором и воздействием архиерея, осуществляемом как непосредственно, так и через «приказного». Нужно знать, как велика и безответственна власть архиерея над духовенством, чтобы понять, какой кулак был поднят над головами батюшек, и в какое мучительное положение они были поставлены. Чтобы оказать неповиновение – а именно положить по усмотрению шар в «тайном» голосовании, которое фактически было явным, ибо за ним следили и у самого баллотировочного ящика, и на основании учета голосов, надо было сознательно рисковать потерей места, переводом на худшее, если не окончательным его лишением, то есть полным разорением (и это одинаково на всех стадиях выборов)…
Один из моих собеседников только здесь распознал и свою собственную роль, и компанию, в которую попал… Третий имеет семью в семь человек, и мучается и стыдится своего положения. Четвертый, как особенно подозрительный и экспансивный, подвергается неоднократным угрозам и воздействиям от архиерея, и прямо запретившего ему выставлять свою кандидатуру (чего он и не собирался), и прямо приказавшего голосовать за «губернатора» (причем «владыка» прямо говорил, что ему велено проводить губернатора, и что ему самому в тягость эти выборы)…
Последствия этого сатанинского замысла – сделать духовенство орудием выборов правительственных кандидатов – будут неисчислимы… До сих пор мне приходилось много нападать на нигилизм интеллигентский, но я должен признать, что в данном случае ему далеко до нигилизма административного!"
В таком вот аксепте.