http://postnauka.ru/talks/36546
-----------------
Кирилл Еськов
кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН
Имея долгий и богатый опыт общения с разнообразными СМИ, я могу обобщить свои впечатления так.
Соглашаясь на общение с журналистами (с тележурналистами прежде всего), ученый должен помнить, что «каждое ваше слово может быть использовано против вас» (с): ваши фразы выдернут из контекста и снабдят искажающими их смысл закадровыми комментариями («Чтобы зрителю было понятнее»), ваш комментарий по конкретной научной проблеме перемешают с излияниями откровенных фриков в шапочках из фольги («Но ведь в науке не бывает монополии на истину, нес па?»), а ваша попытка ознакомиться с финальной версией того, что пойдет в эфир, будет воспринята как затея проигравшегося в рулетку клиента отсудить у казино обратно свои денежки. При этом журналисты вовсе не злонамеренны: они просто решают свои собственные задачи, которые вашим сугубо перпендикулярны. Откуда — вывод: «Оно тебе надо?» (с).
Чур-чура: это вовсе не призыв встать на позицию профессора Челленджера из «Затерянного мира» и превентивно спускать с лестницы любого журналиста; но вот «Не ходить на совет нечестивых» (с) — рекомендация вполне дельная. Сейчас, слава богу, репутации СМИ вполне устоялись. Есть вполне почтенные издания и лекционные площадки (хоть та же «ПостНаука», или вспомнить первого, давнего Гордона), вовремя сообразившие, что настоящая наука в приличном изложении — это просто увлекательнее, чем «память воды», фоменковщина и прочая диагностика кармы; ну так с ними никаких проблем не бывает, и ученые сотрудничают с ними с удовольствием. И есть всякого рода [ХРен-ТВ] и прочие сеятели антинаучной пурги, с которыми общаться нельзя вообще, никогда и ни в каких формах — вроде как нельзя играть на деньги с незнакомцами.
У нас, например, в Палеонтологическом музее просто висит на стенке «Черный список СМИ» (сформированный «снизу», по матерным отзывам наколовшихся когда-либо сотрудников); и когда нам звонят с предложением «сделать передачу про древнюю жизнь» (а звонят постоянно), мы бросаем взгляд на список и отвечаем либо: «Окей, присылайте краткий синопсис», либо: «Извините, но ваш канал в нашем «Черном списке», и мы с вами дела иметь не станем». — «Как, почему?!» — «А так. Опыт показал, что общение с вами вредит профессиональной репутации. До свидания».
Как-то так.
Что касается вопроса, может ли взаимодействие ученого со СМИ помочь ему в коммерциализации своих разработок, то я не вижу для этого основы в постсоветском обществе. Источником финансирования научных программ все равно будет либо государство, либо (изредка) олигархи-меценаты. Ни на один из этих источников повлиять (в желательную сторону) при помощи СМИ невозможно.
Взаимодействие же ученых со СМИ нужно совсем для другого: показывать обывателю-налогоплательщику, что его налоги идут на содержательные и небезынтересные вещи [а не только на "наукограды" типа СколЬково-Распильное].
------------
[Вычеркнуто военной цензурой -- с моего согласия]
Обращаю ваше внимание на то, это еще "сливки"; что же до "молока" ---
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →