Кирилл Еськов (afranius) wrote,
Кирилл Еськов
afranius

Categories:

О загадках природы: вопрос к тем, кто смыслит в геоморфологии.

Полагаю, многим из нас доводилось по жизни сталкиваться с явлениями, которым так и не удается отыскать внятного рационального объяснения – и эти загадочные истории потом «преследуют нас подобно соринке в глазу» (с).
Вот, к примеру, известный «бродячий сюжет» о бесследно исчезнувших экспедициях и тургруппах… Помнится, в начале 80-х работали мы в Эвенкии, в междуречье Нижней и Подкаменной Тунгусок; вертолетная заброска в верховья речки Таймура (где мы ни фига, кстати, так и не нашли), а потом – сплав до второй точки, метеостанции Кербо, километров эдак за 100. Метеостанция та вообще единственное постоянное человеческое жилье в радиусе километров 300; прежде в тех местах хотя бы эвенки кочевали, но к тому времени уже все кочевые маршруты тех «прежде диких тунгусов» ограничивались замкнутой кривой, соединяющей 4 продмага в райцентре Тура -- так что места те абсолютно справедливо покрашены на картах плотности населения в девственно белый цвет.
Так вот, когда мы добрались-таки (с отдельными приключениями) до той метеостанции, там был разбит базовый лагерь крупной геофизической экспедиции, и экспедиция та уже несколько дней как стояла на ушах по случаю крайне неприятного чепэ: исчез отряд на одной из дальних точек – три человека, опытные полевики, проведшие в тайге не один сезон. Они вдруг перестали выходить на радиосвязь, в базовом лагере встревожились и послали вертолет... Дальше – классика жанра: совершенно целый-нетронутый лагерь при полном отсутствии всякого присутствия людей; масштабные поиски – и на земле, и с воздуха – ничего не дали. Ну, насчет того, что в палатке там продолжал работать приемник, настроенный на легкую музыку, а над потухшим костром висел котелок с чуть пригоревшей кашей – это вводившие нас в курс дела геофизики, может, и присочинили для красочности (демонстрируя свое знакомство с классической историей шхуны «Мария Целеста» -- http://www.tonnel.ru/?l=kniga&903); но, как бы то ни было, в лагере точно остались нетронутыми и оружие-деньги-документы, что позволяет исключить в качестве причины трагедии «беглых зэков» (да и неоткуда в той Эвенкии тем зэкам взяться -- от ближайших лагерей дотуда и в три года не доскачешь), и запасы еды – что тем же манером исключает «медведя-людоеда». Такие дела.
Однако мне лично куда более интригующими представляются истории, напрочь исключающие «человеческий фактор», и касающиеся чисто природных феноменов – причем из вполне себе макро-мира. Ну вот, к примеру…
Довелось мне как-то работать на озере Аян, в центральной части приполярного плато Путорана. Как и другие озера т.н. Центрального купола Путоран, Аян представляет собой фактически подпруженный с нижнего конца исполинский каньон: 60 км в длину при ширине 600 м и глубине в те же 600 м. Берег озера почти везде достаточно крут, глубина начинается сразу, а мелководья занимают ничтожную площадь вокруг конусов выноса крупных ручьев. Водная масса огромна и жестко стратифицирована, так что оттаивать озеро начинает в конце мая, а полностью освобождается от ледяного покрова лишь в первых числах августа – но зато замерзает потом лишь в декабре. Лед, разумеется, очень толст. Борта долины местами обрывисты, многочисленны выходы столбчатых базальтов, которые потом рассыпаются на крупнообломочные каменные осыпи (курумы), занимающие заметную площадь во всех высотных поясах, образуя местами «каменные моря».
Так вот, мне довелось несколько раз натыкаться на здоровенные каменюки (размером от шкафа до автомобиля), лежащие на льду озера на достаточном удалении от берега (метрах в 20-30), и как они могли там оказаться – для меня по сию пору загадка. Первая, естественная, гипотеза – что каменюки те отломились от какой-нить высокой базальтовой стенки и допрыгали до озерной поверхности – не проходит: лед на предполагаемой линии движения камня не имеет никаких следов повреждения, а берег сплошь зарос густым худосочным лиственичником (в котором наверняка образовались бы «просеки», обычные в селе- и лавиноопасных районах). Вторая гипотеза – что камни те на самом деле лежат там давным-давно, и не на льду, а на подводных отмелях – не проходит тоже: во всех наблюдаемых случаях они находились вдали от конусов выноса с прилегающими мелководьями, и глубины там (судя по профилю берега) должны быть весьма приличными. Тут возможен подвариант: камни те венчают не отмели-косы, а некие затопленные «останцы» – но это тоже не проходит: когда сошел лед (и камни те, надо понимать, сказали «буль-буль»), мне _ни_разу_ не удалось увидеть ничего подобного таким вот вытарчивающим из воды структурам. На этом я выкинул белый флаг и обратился за разъяснениями к тем, кто лучше моего разбирается в такого рода процессах – в чем, однако, не преуспел. До сих пор!
Один из таких камней я, кстати, тогда сфоткал, но старой фотографии той, увы, так нынче и не нашел в своих захоронках. Впрочем, вряд ли в том есть особая нужда: озеро Аян – весьма популярный туристский маршрут (и лыжный, и водный), так что камешки такие наверняка попадались на глаза куче народу; не вызывая у них, надо думать, особого интереса.
Единственная сколь-нибудь внятная гипотеза (подаренная мне бывшим ИГАНовским геоморфологом, а ныне манагером) касается такого странного явления как «донный лед» (из-за которого, если кто помнит, как-то заспорили Джек-Лондоновы герои – бывает такое или не бывает? – и дело чуть было не кончилось дуэлью). Фишка в том, что лед (т.е. вода в твердом состоянии) может сущестовать в нескольких модификациях (вспомните, опять же, Воннегута с его «льдом-9»), и некоторые из них не легче воды (как наш «нормальный» лед), а тяжелее. Как те «тяжелые» модификации льда образуются в природе (а не в лаборатории) – дело, как я понимаю, достаточно мутное и не слишком изученное. Как бы то ни было, можно допустить существование в глубинах Аяна залежей «донного льда»; иногда происходит его спонтанное превращение в «обычный», который всплывает на поверхность вместе с лежавшими на дне озера каменюками.
Может кто-нибудь предложить еще что-нибудь?
ЗЫ. Кстати, тот геоморфолог по этом случаю рассказал встречную загадочную историю, которую он слыхал от директора ИГАНа, академика Котлякова. Тот по узкой специальности гляциолог, и как-то раз участвовал в работе спецкомиссии из представителей самых разнообразных наук, расследовавшей серию странных аварий на Красноярской ГЭС: там в ротор попадали взявшиеся неведомо откуда огромные каменюки. Поскольку строители вполне убедительно продемонстрировали, те не могут быть перенесены течением, надо было решить откуда они взялись. Так вот, одной из рабочих версий была именно та, что их выперло из глубин речного дна за счет таких вот взаимопревращений льда. К определенным выводам, впрочем, комиссия так и не пришла, а поскольку аварии прекратились естественным порядком, расследование так и не довели до конца. Жаль.
Subscribe

  • Про средний (во всех смыслах...) класс

    Весьма уважаемый мною Сергей Шелин пишет: ---------------------- Монография «Российский средний класс и 24 февраля» до сих пор не написана. В…

  • Про разницу между Столицами и Провинцией:

    "Два мира -- два Шапиро". В данном случае -- как где закручивают гайки (или как раз -- норовят _соскочить_). В Столицах: "Суд в Петербурге вернул…

  • Анекдот брежневских времён

    Мужик втискивается в набитый автобус, на лесенке застряв, и видит у того, что на предыдущей ступеньке, засунутую в карман пальто свернутую газету, на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про средний (во всех смыслах...) класс

    Весьма уважаемый мною Сергей Шелин пишет: ---------------------- Монография «Российский средний класс и 24 февраля» до сих пор не написана. В…

  • Про разницу между Столицами и Провинцией:

    "Два мира -- два Шапиро". В данном случае -- как где закручивают гайки (или как раз -- норовят _соскочить_). В Столицах: "Суд в Петербурге вернул…

  • Анекдот брежневских времён

    Мужик втискивается в набитый автобус, на лесенке застряв, и видит у того, что на предыдущей ступеньке, засунутую в карман пальто свернутую газету, на…