Так что отвечаю по пунктам (типо, всем).
1. Я, кажется, с самого начала и открытым текстом заявил, что РПЦ (как таковая) ко всему этому б.ству НИКАКОГО отношения не имеет, и вообще "не в теме" (типо: "Только и дел у Его Величества, что вас обнюхивать" (с). И что это несомненная личная инициатива чисто-конретных, духовно-возродившихся, коммуно-пидоров. Каковой инициативы никто (типо, из Московской Патриархии) от них, ясен пень, не требовал.
2. Вообще-то говоря, ВКП(б)/КПСС тоже НИКОГДА (за редчайшими исключениями) не давала конкретных указаний --какую рукопись зарубать, или там какой процент колхозников уморить голодом при сборе натурального налога. Чиновники всё это проделывали САМИ, с безотказной точностью, руководствуясь "верхним чутьем".
(N.B.: именно эта предусмотрительность и спасла КПСС на процессе 1991/92 года, когда ее пытались объявить (вполне заслуженно, на мой взгляд) "преступной организацией". Просто в отличии от дурашек-нацистов (у которых было -- "что на витрине, то и в магазине"), коммунисты действовали по методике мафии, когда ни одно сколь-нибудь важное решение не оформлеяется никакими документами. Вот и оказалось, что -- вы будете смеяться! -- официальные документы ВКП(б)/КПСС НИКАКИХ преступных пунктов ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не содержат. А практика... что -- практика?.. Ну да, были отдельно взятые перегибы на местах в купе с голдовокружением от успехов; по вине тех самых чиновников, заметьте!)
3. Реставрация -- в полный рост -- означенного модуса операнди Власти всх уровней (мелким частным случаем которого является история с постерами "Афрания") представляется мне крайне неприятной тенденцией. Мягко говоря.
Dixi.
Теперь по сути вопроса -- что касается самого "Афрания", и того, что с ним связано.
Насчет самого запрета на постеры, так тут я -- вот те крест на пузе, честное пионерское под салютом! -- тихо радуюсь, как тот удачно пописавший младенец: согласитесь -- висеть на стенке рядом с... "Ну, мужик, ты меня понял!"
Запрет на постеры был выдан Лужковской мэрией. Тем ее департаментом, что ведает рекламой в метро (я не в курсе их точных административных взамоотношений).
Говорят, будто "Вообще-то, у нас чье угодно решение можно обжаловать через суд". Вообще-то -- да. А вот в частности... У нас в стране -- по факту -- прецедентное право. После _судебного_ решения по погрому на выставке "Осторожно, религия" (каковую выставку -- саму по себе -- я, вслед за кучей вполне не/анти-клерикальной публики, нахожу вполне возмутительной) НИ ОДИН СУД в России не примет дела, хотя бы косвенно затрагивающего интересы -- не то что РПЦ, а любых отморозков, этим брэндом прикрывающихся.
Нет, издательство, конечно, борется. Подачей жалобой в следующую чиновничью инстанцию (это, как ни странно, Антимонопольный комитет -- именно он почему-то ведает спорами по рекламе). Отчетливо понимая, что дело -- дохлое.
Что ж до того, оскорбляет ли сам "Афраний" чувства верующих... Помнится, в момент написания (1994-5 год) я был вполне всерьез озабочн этим вопросом, и проводил тестирование среди знакомых верующих -- как вам сей текст? не является ли "оскорблением чувств верующих?" Замечательную формулировку выдал тогда некий специалист по итории религий (ныне принявший сан): "Оскорблением -- не является. А вот искушением -- несомненно!" Ну, на этом месте я враз и успокоился. Нехай...
Забавно, что в одной из польских рецензий на тамошний перевод "Афрания", было сказано -- "очень католическая книга"... Ну, католики -- они вообще самые разумные из всех христиан (имхо). Мой польский переводчик, Гено Дебский (вполне себе атеист, кстати говоря) фишку просек с полоборота: "Слушай, а ведь история твоя -- это двуслойный парафраз евангельской притчи об уверовавшем римском сотнике, нет?" -- "Ай, маладэц, Гено!" Понятно, что просекать такие фишки можно лишь человек, воспитывавшийся с детства в нормальной христианской культуре -- сиречь на Евангельских текстах. А не на брошюрках нынешних православных иерархов ("не будем тыкать в них пальцем") про жЫдомассонский заговор.
ЗЫ. Извеняюсь за длинный текст -- опять запамятовл, как делать cut.