Кирилл Еськов (afranius) wrote,
Кирилл Еськов
afranius

Categories:

Ну вот, Патриархия высказалась-таки по "Афранию"...

Предчувствую — затея издателей “Афрания” насчет рекламной _постеризации_ московского метро еще долго будет кормить меня сюжетами, равно занимательными и назидательными. Эх, ну почему я фантаст, а не “критический реалист” — ведь это ж готовый рОман...
Помнится, в предыдущих своих реляциях я неуклонно подчеркивал, что вся та запретительная кампания — инициатива чисто чиновничья, РПЦ же ко всему этому идиотизму отношения не имеет, да и вообще, надо полагать, не подозревает о существовании писателя Еськова и книги “Евангелие от Афрания” (типо — “Только и дела у Его Величества, что вас обнюхивать!”). Однако ж, как выясняется, я был неправ; беру свои слова обратно...
Намедни меня ознакомили с неким текстом, вполне заслуживающим, на мой взгляд, общественного внимания:

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=158&did=27977&call_action=popup1(topic)
Священник Михаил Дудко считает бессмысленной и неудачной попытку писателя Еськова создать бестселлер на базе евангельского сюжета
МОСКВА. В Русской Православной Церкви скептически отнеслись к попытке создания бестселлера на базе евангельского сюжета, которую предпринял писатель Кирилл Еськов, автор книги "Евангелие от Афрания".
"Некоторые считают, что такие книги привлекают внимание к Первоисточнику, но мне кажется, что Евангелие не нуждается в дополнительной рекламе", - сказал руководитель секретариата по взаимодействию Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко.
Активная кампания по продвижению в широкие читательские массы "Евангелия от Афрания" началась совсем недавно. На плакатах с рекламой книги, которыми оклеены вагоны московского метрополитена, прежде всего, бросаются в глаза набранные крупным шрифтом слова "История Христа глазами спецслужб".
По мнению священника, только агрессивная реклама этой книги, развернутая сегодня, привлекает к ней интерес, в противном случае ее бы вряд ли кто-нибудь заметил. "Книга написана уже достаточно давно, и я полагаю, что ее раскрутка началась в связи со скандальным успехом книги Дэна Брауна "Код да Винчи". У Брауна появилось много эпигонов, а использование темы уже широко обсуждаемой - это обычный маркетинговый ход", - отметил отец Михаил.
По его убеждению, "Евангелие от Афрания", как любое произведение литературы, должно быть судимо по ее законам, а к разряду "большой литературы" оно не относится. "Произведение Еськова неизбежно попадает в концептуальный ряд художественных интерпретаций евангельской истории - таких, как, скажем, известный роман "Мастер и Маргарита" Булгакова - автора, при всей неоднозначности своего творчества, гениального. Конечно, "Евангелие от Афрания" - книга другого уровня", - считает отец Михаил.
Он также обратил внимание на то, что "Евангелие от Афрания" - одна из нескольких книг К.Еськова, характерный прием которого - взять известный первоисточник, такой, например, как весьма популярные книги Джона Толкиена, и попытаться развить и интерпретировать сюжет, перетолковывая по-своему авторскую идею.
"Однако человеку, который действительно хочет познакомиться с жизнью Спасителя, знакомство с "Евангелием от Афрания" мало что даст", - полагает священник.

ИНТЕРФАКС/Седмица.Ru
Каюсь: прочитав про свою “бессмысленную и беспощадную”... тьфу, “бессмысленную и неудачную” попытку, я поначалу решил, что это просто розыгрыш — работа кого-то из сетевых шутников, вроде Лёни Каганова. Однако, залезши в “рамблер”, я убедился, что протоиерей Михаил Дудко — лицо реальное, и более того, вполне официальное: именно его устами РПЦ опровергает факт возведения ею в дворянское достоинство Казимиры Прусекне (а и вправду, бред какой-то!), призывает запретить под родными осинами Хэллоуин (судя по числу и тональности заявлений на сей счет, Хэллоуин нынче вообще самая главная опасность для России), и прочая, и прочая. То есть человек вполне себе при должности (типа — пресс-секретарь) и должен, по идее, взвешивать свои высказывания... Это я к тому, что высказывания те, ежели вдуматься, в высшей степени любопытны: что называется, “оговорочки по Фрейду”.
Ну, что Евангелие — оно рулез и “не нуждается в дополнительной рекламе”, и что знакомство с жизнью Спасителя никак не стОит начинать с “Евангелия от Афрания” — тут кто бы спорил! Далее протоиерей — опять же вполне справедливо — отмечает, что “Афраний” есть ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, и оцениваться должно именно в качестве такового; т.е. это — НЕ богословское/религиоведческое исследование, НЕ попытка новоявленного ересиарха сочинить “Священное писание” для секты, скажем, “афраниитов”, etc. Соответственно, официальный представитель Патриархии должен, по идее, НА ЭТОМ САМОМ МЕСТЕ поставить точку — в том смысле, что литературоведческие штудии — это, ребята, по другому ведомству, а Патриархии такими глупостями занимается просто НЕ ПО ЧИНУ. И засим вернуться к своим прямым служебным обязанностям — к борьбе с Хэллоуином, для примера.
Протоиерей, однако, той точки не ставит, а напротив того — принимается далее выступать сразу в двух ипостасях: литературного критика и специалиста по маркетингу. Ну, как литературный критик протоирей Дудко для меня, прямо скажем, не более авторитетен, чем я для него — как писатель. Но вот как маркетолог...
Протоиерей, как видно, и мысли не допускает, что у автора при написании книги могут быть и иные побудительные мотивы, кроме как — наварить побольше бабок, любым способом раскрутив ее в бестселлер. Ладно, допустим. Но тем самым он провоцирует и нас, в свой черед, изучить — исходя ровно из тех же посылок! — мотивации представляемой им самим организации, Патриархии. Сказано ведь: человеку, живущему в стеклянном доме, не следует швыряться камнями в прохожих...
Собственно, главным содержанием заявления протоиерея является выражение неудовольствия “агрессивной рекламой” книги — дескать, всё метро ею оклеено... Ну, насчет последнего — протоиерей несколько... как бы это помягче... преувеличивает. Впрочем, сам он, надо думать, общественным транспортом не пользуется, и, скорее всего, был просто введен в заблуждение россказнями своих референтов. Я же, в отличие от протоиерея, на работу езжу как раз на метро, и — вот-те крест на пузе, честное-пионерское под салютом! — НИ РАЗУ еще НИ ЕДИНОГО рекламного постера так и не встретил; хотя и знаю, со слов нескольких своих знакомых, что постеры те, в принципе, кое-где встречаются.
Поскольку протоиерей демонстрирует некоторое знакомство с творчеством писателя Еськова (ну или, по крайней мере, с рецензиями на оное), он не может не знать, что нынешнее переиздание “Евангелия от Афрания” — уже четвертое по счету; что книга была переведена в Польше и сейчас, вроде, должна переводится в Испании (заметьте: в католических странах, где с общей религиозной культурой дело обстоит получше, чем у нас в России); что текст этот лежит в интернете в СОТНЯХ сетевых библиотек, его регулярно обсуждают на куче форумов, растаскивают на эпиграфы и раскавыченные цитаты... Ясно, что по популярности своей “Афраний” вряд ли когда сравняется с Дарьей Донцовой или “Ночным Дозором”. Но, однако ж, и утверждение: “Только агрессивная реклама этой книги, развернутая сегодня, привлекает к ней интерес, в противном случае ее бы вряд ли кто-нибудь заметил” — это тоже некоторая... э-э-э... передержка; ровно из того же ряда, что и “оклеенное рекламой метро”.
Залезши по этому случаю в “рамблер”, я обнаружил кучу и давних, и не очень давних, обсуждений книги на христианских, атеистических и околорелигиозных сайтах (вроде форума Андрея Кураева, например); есть там, кстати, и ответы священников на предметные вопросы прихожан (всё это — задолго до нынешних событий). Тем не менее, книга все эти годы никакого официального внимания Церкви к себе не привлекала (и это абсолютно правильно, что не привлекала!) Но чуть только стоило появиться ее публичной рекламе (во вполне гомеопатических размерах!) — как реакция последовала мгновенно: раздраженная и не слишком адекватная. С чего бы это вдруг? — а вот с чего...
Удивительную картинку нарисует вам тот же “рамблер” на ключевые слова “Михаил Дудко, Патриархат”. Засилье кришнаитов на “каноническом пространстве РПЦ” их волнует, да. Хэллоуин — волнует. Дэн Браун с Кириллом Еськовым — и те удостоились их внимания! А вот лавинообразная, обвальная экспансия радикального ислама на том самом “каноническом пространстве” — не, не волнует совершенно, и ни единого словечка не заслуживает... А чего тут удивляться? Ведь производители Хэллоуинных резиновых масок и беллетристы Браун и Еськов претендуют своей продукцией на некоторую толику рублей в карманах обитателей “канонического пространства”; рублей, которые кое-кто давно уже мысленно расписал на всякие богоугодные цели — ну, например, на апгрейд своего лимузина, позволяющего ему не ведать о том, что творится в недрах московского метро. А ваххабиты — что ваххабиты? Они ведь, в привычных протоиерею-маркетологу терминах, “эксплуатируют иной сектор рынка”, а потому — пускай себе...
Вот вам и весь маркетинг, и всё литературоведение — в одном флаконе.
Чур-чура! Я ни в коем случае не хочу сказать (и подчеркиваю это жирной чертой!) что таков истинный _модус операнди_ Патриархии. Я хочу сказать, что он ВЫГЛЯДИТ ТАКОВЫМ в изложении кое-кого из ее официальных представителей.
Итак, резюмирую — чуть-чуть перефразировав Талейрана: в истории с “Евангелием от Афрания” Патриархия (в лице своего представителя Михаила Дудко) “УПУСТИЛА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ ПРОМОЛЧАТЬ” (с). И тем самым — пардонэ муа! — выставила себя на посмешище.
...Вообще-то это, конешно, сугубо не моё дело, но я такого пресс-секретаря уволил бы на хрен — без выходного пособия. По статье “профнепригодность”.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →