Из деталей местного антуража меня лично заинтересовала та легкость, с какой многие из этих персонажей на протяжении жизни переходили из рядов нарушителей закона в ряды его защитников – и vice versa: вчера – успешный пограничный скотокрад, сегодня – помощник шерифа или федеральный маршал, завтра – объявлен в розыск за то, что пристрелил на месте грабителя, оказавшегося свояком мэра, и зарабатывает на жизнь перегоном из Мексики на Средний Запад ворованного скота, а послезавтра, глядишь, уже занимает место шерифа соседнего графства, оказавшееся вакантным в результате перестрелки за карточным столом… В Европе такие переходы конечно тоже случались, причем в обоих направлениях (Видок/Ленька Пантелеев, для примера), но вот чтоб туда и обратно, да не по одному разу – такого, как я понимаю, всё же не случалось, это уже чисто тамошняя специфика. Самое же любопытное, что заступив на должность шерифа или маршала, эти персонажи «со сложной судьбой», за редчайшими исключениями, служили закону вполне безупречно, без колебаний подставляя свои головы под бандитские пули. Обыватели же, выбирая себе шерифа (благо должность эта реально выборная) всегда норовили заиметь такого, чтоб имел на счету побольше трупов, находя обстоятельства, при которых те, прежние, трупы приключились, делом глубоко второстепенным…
Это, однако, мелкие экзотические детали. А вот что меня заинтересовало по-настоящему (и к чему я, собсно, клоню) – так это то обстоятельство, что эти киношно-книжно-комиксные персонажи, знакомые всей Америке (а нынче, благодаря глобализации – и всему миру) в общем случае не корреспондируют со своими историческим прототипами – ну просто НИКАК. Не то, чтобы наблюдалась тенденция (понятная) к романтизации-идеализации подобных «амбивалентных», тэк-скэть, персон, или напротив, к ихнему чморению – нет, именно что никакого ТРЕНДА не просматривается вовсе, чистая рулетка! Ну вот почему, например, молва и искусство обратили в «благородного разбойника типа робингуд» Хоакина Мурьету – совершенно омерзительного душегуба-отморозка, убивавшего по принципу «шесть старушек – уже рупь!» (выдумав для него с нуля душещипательную биографию с «изнасилованной невестной» и прочей «социальной несправедливостью»)? Это при том, что там с избытком хватало и вполне себе натуральных Робингудов – вроде банды Джесси Джеймса из бывших офицеров-конфедератов, демонстрировавших пресловутое «южное рыцарство» (это на фоне подожженного агентами Пинкертона дома Джесси, где в огне погиб его сын и жестоко обгорела мать)? Почему банда Уайета Эрпа (которых здесь назвали бы просто «ссученными ворами») превратилась в культовых положительных персонажей (что-то вроде коллективного Жеглова), а непоколебимо служивший закону знаменитый ганфайтер Бэт Мастерсон стал персонажем скорее комическим? А вот «крутой шериф» Дикий Билл Хиккок и «хороший бандит» Бутч Кэссиди оказались в этой мифологии и симпатичными, и вполне похожими на себя настоящих – почему так? А потому, что кончается на «у» ! – вот тебе и весь сказ…
Обращаю ваше внимание на два важных обстоятельства:
1) События, о которых идет речь, происходили, считай, вчера – в мире, где уже был телеграф, ежедневные газеты, полицейские протоколы и мемуары выживших участников; американцы, чья история не настолько богата событиями, имели как желание, так и возможность всесторонне отразить деятельность даже второстепенных (по европейским меркам) героев фронтира в куче вполне серьезных монографий; источники вранья отлично известны специалистам (легенда о «благородном разбойнике» Мурьете, к примеру, началась с 90-страничного _авантюрного_романа_ «Жизнь и приключения Хоакина Мурьеты, прославленного калифорнийского бандита», написанного журналистом Джоном Роллин-Риджем в 1854, спустя год после ликвидации душегуба калифорнийскими рейнджерами, и принялась бойко гастролировать по испаноговорящему миру, обрастая всё новыми подробностями – вроде того, что никогда не существовавшая «изнасилованная невеста» Мурьете происходила по прямой линии от Монтесумы, а сам он – борец против империализма янки; неудивительно, что в Чили ему отгрохали памятник…) То есть – всё всем известно; и -- ?..
2) Мифологизация истории Дикого Запада ценна как модель тем, что практически лишена политической подоплеки, и является не продуктом целенаправленной гос-пропаганды, а именно результатом «живого творчества масс».
Означенная модель позволяет, на мой взгляд, в достаточной мере оценить степень достоверности общепринятой (вне пределов сообщества профессиональных историков) исторической картины, например, средневековья; ну а уж если к рисованию той картины приложила руку государственная пропаганда (вроде как с «самопровозглашенным» «Днем национального единства», он же «День скинхеда») – тут вообще туши свет и сливай воду… В общем, ребята, я уже как-то писал, что никакой иной истории, кроме той, что создана художественной литературой и кинематографом, в реальности всё равно не существует; факт этот может нравиться или нет, но фактом он от этого быть не перестает. Такие дела.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →