Кирилл Еськов (afranius) wrote,
Кирилл Еськов
afranius

Category:

4-й Конкурс альтернативно-исторического рассказа.

Выполняя обещание, данное некогда досточтимому Нико Лаичу, делюсь с почтеннейшей публикой своими оценками повестей и рассказов, прошедших в финал конкурса АИ. Тут следует сразу оговорить одно обстоятельство. Рассказы эти можно оценивать как с чисто литературной точки зрения, так и по оригинальности/убедительности легшей в их основу идеи — “альтернативной развилки”, приведшей к иному, чем наш, миру-отражению. Эти два параметра, в общем случае, не совпадают. Так вот, споры о литературных достоинствах текстов я нахожу (в рамках поставленной передо мной задачи) довольно бессмысленными, и склонен далее обсуждать главным образом сами “развилки”. То есть если вещь еще и хорошо написана — это ей ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ бонус; “но мы его любим не только за это” (с) ...

Просвирнов А.Ю. Аи-4: Империи минуты роковые
http://zhurnal.lib.ru/p/proswirnow_a_j/ai4immr.shtml

Развилка: веселая царица Елисавет малость повременила умирать, так что прусским “агентам влияния” не удалось, взошедши на престол, позорно СЛИТЬ результаты победоносной (на тот конкретный момент) для России Семилетней войны. В итоге завоеванный Берлин так и остается НАШИМ, Пруссия — Прусская губерния в составе империи (на манер Повисленского края), ну и тэ-дэ: в общем, сильный-державный царствует на-славу-нам-и-на-страх-врагам — “на земле, в небесах и на море”.
В общем-то, всерьез разбирать исторические реалии в произведении, где Наполеон — генерал русской службы, не слишком удачно сыгарвший в самозванчество, а Маркс с Энгельсом проводят экономические эксперименты на Сахалине, было бы довольно странно. Но как повод порассуждать на эти темы — отчего бы и нет?
Развилка та, в действительности, разобрана историками многократно; общепринятый взгляд — что удержать взятый тогда с наскоку, по чистому недоразумению, Берлин было невозможно — ни тактически, ни тем более стратегически. Более того: в той, Семилетней, войне России В ПРИНЦИПЕ ничего не светило (нам бы вообще категорически не следовало лезть в ту европейскую кашу), а попытки удержать за собой хоть что-нибудь из захваченных под сурдинку прусских территорий (Кенигсберг, к примеру), привели бы страну к полной катастрофе — военной и экономической. В Северной Европе немедленно сложилась бы устойчивая — на десятилетия — антироссийская коалиция из Пруссии/Германии (последняя будет консолидироваться много быстрее, чем в нашей реальности), Польши (о существовании которой автор “Минут роковых”, похоже, вообще запамятовал) и Швеции (не последней морской державы). Россия же в описываемое время фактически вообще не имеет флота (тот, что построил некогда Петр, давно уже сгнил в гаванях, а до того, что предстоит построить — с нуля! — Екатерине, еще семь верст, и все лесом), так что страна никакими силами не способна защитить морские коммуникации на Балтике, и оказывается в полной экономической блокаде, с совершенно реальной перспективой потери прибалтийских портов. И чего ради? — чтоб в итоге вместо “Трех разделов Речи Посполитой” польско-германская коалиция учинила НАМ обрезание по самый Смоленск?
В принципе, в реальности “Минут роковых” (если сдать, конечно, России всех тузов с парой джокеров впридачу — иначе она “не жилец”) просматривается несколько любопытных следствий. Ну, например: объединение Германии пойдет тут (как уже говорено) заметно быстрее, чем в нашей реальности, но при этом “центром кристаллизации” станет, скорее всего, не Пруссия, а Бавария; то есть — в итоге возникнет СИЛЬНО ДРУГАЯ Германия. Или — Наполеоновские войны: в том, альтернативном, раскладе Россия, по всей видимости, заключит союз с Францией — вместо того, чтобы пятнадцать лет, вопреки своим реальным национальным интересам, “выполнять интернациональный долг” перед монархами Центральной Европы и “скаредным Лондонским Сити”... Увы! — все эти (и иные) возможности так и остались вне рассмотрения, ибо автор предпочел своеобычный, по нынешнему времени, модус операнди: _мыть сапоги_ в Шпрее и Дунае, _мочить в сортире_ германских сепаратистов полевого командира Шикльгрубера и подбирать с полу царской опочивальни _коричневые пуговки_ от ширинок иноземных _врачей-вредителей_...

Трубников А. Sic transit: (подлинная история Четвертого крестового похода)
http://zhurnal.lib.ru/t/trubnikow_a/sic.shtml>

Развилка: веницианцам не удалось натравить отморозков-крестоносцев (которым пофигу, кого именно грабить) на христианский город Константинополь. Византия устояла как великая Империя, Русь (в статусе фактического вассала Византии) с куда меньшими потерями отбивается от монгольского нашествия и остается вполне европейской державой; сама Византия, при помощи рыцарских орденов (тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев), успешно останавливает монгольский “дранг нах вестен”, а после производит “окончательное решение тюркско-сельджукского вопроса”; крестоносцы тем временем успешно берут на штык Египет, после чего мусульманские государства Ближнего Востока начинают разваливаться одно за другим, по “принципу домино”; кончается всё тем, что ислам возвращается в статус “религии нескольких кочевых аравийских племен”.
Ну, чего тут скажешь... Правдоподобие конструкции, конечно, оставляет желать, но зато описание интриг не может оставить равнодушным старого конспиролога, вроде вашего покорного слуги. Особенно удались автору киллеры-ассасины, которые мочат византийских авторитетов по заказу тамплиеров, прикинувшись православными монахами (упущенная возможность: не описан процесс подготовки исмаилитских боевиков сотрудниками тевтонской “Штази”); хороши и тамплиеры с тевтонцами, которые, после папского наезда на них, без базара меняют крышу с католической на православную; короче — “афтар жжот!” Зануды, из числа знатоков военной истории, наверняка будут прикапываться к тому, что прямая высадка крестоносцев в Египте, где нет береговых баз, наверняка превратится в нечто вроде Галлиполийской операции; или — с чего бы это все мусульманские армии Ближнего Востока принялись вдруг изображать из себя орков после расплавления мега-колечка? Но это мелочи.
Хуже другое. Конструкция «Sic transit…» в действительности, если приглядеться, основана не на одном, а сразу на двух допущениях: помимо облома с веницианской интригой, надо еще чтоб своевременно (в смысле — преждевременно) умер Чингисхан, и начался раздрай в Монгольской империи. А вот это уже — запрещенный приемчик, нарушение законов жанра. Ибо “две бубны — не одна бубна”, тут уже с вероятностями — совсем беда.

Мах М. Янычар и Дюймовочка
http://zhurnal.lib.ru/m/mah_m/ianychariduimovochkak.shtml>
Мах М. Пейзаж после битвы
http://zhurnal.lib.ru/m/mah_m/peizazhr.shtml>

Развилка — как таковая отсутствует. Изображен (и детально прописан) мир, неким образом избежавший сползания в Первую мировую войну; эдакая слегка модифицированная Викторианская эпоха, продлившаяся до середины 20-го века. Воюют и шпионят, конечно, по-прежнему — не без того (именно эти эпизоды и составляют предмет повестей Мах), однако Мир сохранил, на базовом уровне, ту человечность и благородство, что были безвозвратно уничтожены в нашей реальности четырехлетней бойней, главный ужас которой — даже не в ее жестокости, а в абсолютной бессмысленности. Оценивать достоверность исторической развилки, приведшей к такому миру, затруднительно — ибо она полностью оставлена за кадром. Зато есть вполне симпатичные герои, которым даже можно сопереживать. Не вполне, правда, понятно, с какого перепугу дело в конечном счете дошло до обмена ядерными ударами вообще, и почему бомбы скинули на Хиросиму и Нагасаки — в частности (в нашей-то реальности эти два города были выбраны целью демонстрации именно как самые целые — их специально не бомбили до того). Ну да ладно, это мелочи.

Шевляков М.В. 13 лет или Сибирская пастораль
http://zhurnal.lib.ru/s/shewljakow_m_w/13-kaip.shtml>

Вот здесь — с развилкой беда. Автору пришлось даже предпослать тексту некую специальную вводную: “Россия проиграла войну Германии... Сибирь — отдельно... Ожидается новая война...”; вообще-то такого рода вводные, написанные русским по белому, — это моветон: всё это должно читателю становиться ясно из самогО текста, безо всяких суфлерских подсказок. Это тем более досадно, что с литературной точки зрения текст этот, несомненно, лучший из всех. Хорошая повесть, действие которой происходит в каком-то странном мире; причислять этот текст к “Альтернативной истории” я бы вообще не стал.

Ладно, пора ИТОЖИТЬ, как говаривал незабвенный Мишель.
Первое место я отдаю (в режиме ИМХО!) Мах, второе — Трубникову , а третье Шевлякову; специально оговорив, что с чисто литературной точки зрения первое место следовало бы отдать Шевлякову.
В таком вот аксепте.

ЗЫ.
Мах: На всякий случай, в режиме придирок бета-тестера. Сапсан кроликов не ловит, “это вас кто-то обманул”: сокола (и сапсан в том числе) вообще бьют исключительно птицу.
Subscribe

  • Про средний (во всех смыслах...) класс

    Весьма уважаемый мною Сергей Шелин пишет: ---------------------- Монография «Российский средний класс и 24 февраля» до сих пор не написана. В…

  • Про разницу между Столицами и Провинцией:

    "Два мира -- два Шапиро". В данном случае -- как где закручивают гайки (или как раз -- норовят _соскочить_). В Столицах: "Суд в Петербурге вернул…

  • Анекдот брежневских времён

    Мужик втискивается в набитый автобус, на лесенке застряв, и видит у того, что на предыдущей ступеньке, засунутую в карман пальто свернутую газету, на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про средний (во всех смыслах...) класс

    Весьма уважаемый мною Сергей Шелин пишет: ---------------------- Монография «Российский средний класс и 24 февраля» до сих пор не написана. В…

  • Про разницу между Столицами и Провинцией:

    "Два мира -- два Шапиро". В данном случае -- как где закручивают гайки (или как раз -- норовят _соскочить_). В Столицах: "Суд в Петербурге вернул…

  • Анекдот брежневских времён

    Мужик втискивается в набитый автобус, на лесенке застряв, и видит у того, что на предыдущей ступеньке, засунутую в карман пальто свернутую газету, на…