Итак, сладкая парочка студентов-младшекурсников от нечего делать соглашается поучаствовать в ролевой игре “по Толкиену” — которая быстро становится _не совсем игрой_, а потом уж и _совсем не игрой_... Вообще-то сюжет об оживающей игре (компьютерной или ролевой — не важно) кажется по нынешнему времени изъезженным вдоль и поперек; автор, однако, находит то игольное ушко, сквозь которое можно “выбираться своей колеей”. Итогом оказывается весьма любопытное постмодернистское попурри — московско-средиземский “Маятник Фуко”, аранжированный под “Догму” Кевина Смита (или наоборот — как кому удобнее). Кстати, отсылки к “Догме” (нежно мною любимой, в отличие от “Маятника”) порою очень изящны — ну, например, буквы “О” на шмуцтитуле в виде этой самой, как её... ну, древнескандинавская “О” с крестом; так что являющийся в финале Бог (ака Вала) ex machina вполне ожидаемо (для _впытчивого_ читателя) сходен с кевин-смитовским Господом-негритянкой...
Что чрезвычайно радует — так это непредсказуемость ходов в предельно, как поначалу кажется, предсказуемой и канализованной фабуле. Автор с необычайным изяществом разыгрывает этот смысловой фрактал — “ролевая игра в ролевую игру”, — раз за разом тасуя на наших глазах (“Ловкость рук и никакого мошенства!”) плоскости, в которых развиваются “настоящая” и “игрушечная” игры, так что памятные каждому детали “настоящего” Толкиеновского сюжета регулярно обнаруживаются вовсе не той стороне этой “ленты Мёбиуса”, где их ожидаешь встретить. В паре мест, по правде говоря, эти карточные фокусы начинают смахивать скорее на игру в наперстки — ну, да не будем упертыми пуристами... К несомненным достоинствам текста следует отнести также и его _избыточность_: некоторые из ружей, развешанных на сцене, издевательски _не выстреливают_. Честно признаюсь: когда по ходу сюжета возник, например, проходной персонаж с кликухой “Гризли”, да еще женского полу, я напрягся было — что сей сон значит? Вы таки будете смеяться, но — ничего! Воистину, “испытал приятное разочарование” (с).
Хотя сам я знаком с толкинистской и ролевой тусовками менее чем по касательной, опознать прототипы кое-кого из персонажей даже мне не составило труда; сильно подозреваю, что ролевики заполнят _все_ клеточки этого кроссворда на раз. Ай-яй-яй... “В живого-то человека, и членом тыкать!” — как-то это того... “этически небезупречно”, во! Ну, “профессору С.А.Рунькову” (ака Саруман) с кафедры палеонтологии, располагающейся в высотке МГУ на Ленинских горах (ака Ортханк) еще грех жаловаться (тут я возвращаю автору его ехидный смайлик), но вот иные прототипы могут, как мне сдается, и обидеться за своих персонажей. И затаить... А впрочем — может, в том и есть великая сермяжная правда? Уж постмодерн — так постмодерн, доводи тумблер “до характерного щелчка”: ну сколько ж можно играть в раскавыченные цитаты, почему бы не сыграть и в _раскавыченных людей_?
В общем, вполне рекомендую к прочтению: “аффтар жжот!” Умные люди из числа ролевиков (вроде goldenhead или Вадима Казакова), несомненно, поимеют еще и свой, отдельный, кайф; Вадиму с bvi , между прочим, на заметку: книжка точно заслуживает внесения в номинации “Интерпресскона”, хотя бы уж за одно то, что ее хрен втиснешь в рамки традиционных жанров фантастики.
Отдельно радуюсь за толкинистов: у них опять есть приятная возможность отдаться своему излюбленному занятию — трясти решетку и швыряться пометом и банановыми шкурками. А они ведь такие забавные делаются, когда бесятся — ржунимагу!..
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →